Предполетная штурманская подготовка
Предполетная штурманская подготовка проводится на аэродроме перед началом полетов (вылетом). Начинается она с проверки под напряжением: исправности пилотажно-навигационного оборудования вертолета; правильности установки исходных данных на навигационных приборах и НПК (или ввод их); правильности отработки программы вычислительными устройствами; работоспособности курсовых приборов и сличения их показаний; ра — дибкомпаса — путем его настройки на 1—2 ПРС и сравнения показаний с известными радиопеленгами. Проверяется размещение груза, производится подвеска средств поражения.
После проверки оборудования вертолетов летный состав получает предполетные указания, в которых доводятся: фактическая и прогнозируемая метеообстановка, ветер по высотам, давление на уровне ВПП и минимальное приведенное по маршруту; условия взлета и посалки; изменения воздушной и назигационной обстановки и запасных аэродромов; уточняется работа радио — и светотехнических средств обеспечения полетов. Старший штурман уточняет профиль полета и время выхода на цель, данные для применения средств поражения и десантирования, дает отсчет точного времени. Получив предполетные указания, летчики выполняют окончательный расчет полета с учетом ветра, уточняют расчет времени взлета и проходят контроль готовности к вылету у штурмана и командира, выпускающих экипаж вертолета в полет. Готовность экипажа к вылету утверждается письменным заключением в бортовом журнале производившего контроль штурмана, а командир, осуществляющий контроль, дает разрешение на вылет своей подписью в полетном листе. Без контроля готовности экипажа в штурманском отношении вылет запрещается.
Непосредственно перед вылетом (до посадки в вертолет) летчик должен просмотреть маршрут, запоминая основные ориентиры вдоль него, бортовой журнал, штурманский план полета, смоделировать работу в предстоящем полете. В вертолете до запуска двигателей проверить наличие потребного на полет топлива, точность показания бортовых часов, соответствие давления на барометрическом высотомере давлению на аэродроме. После запуска двигателей ввести необходимые исходные данные в аппаратуру, включить курсовые приборы и АРК, приборы индикации НПК и убедиться в правильности их показаний, проверить работу радиопеленгатора. Важнейшим условием успешного выполнения любого полетного задания является правильное и своевременное выполнение требований штурманской подготовки к полету.